Антигерой нашего времени (по роману Лермонтова "Герой нашего времени")
Никогда раньше особо не задумывалась над попытками найти персонаж, на которого был бы похож главный герой лермонтовского "Героя нашего времени", пока в одной заметке какого-то литературного критика не прочла о том, что для Герцена Печорин был если не младшим братом, то по крайней мере духовным последователем Онегина.
Специалисты очень тонко подметили термин, который можно применить и в отношении Онегина и отношении Печорина - оба были "страдающими эгоистами". Причём, Лермонтов никогда не скрывал, что наделил своего героя чертами "лишнего человека своего времени":
- с одной стороны, он наголову умнее окружающих, энергичен, храбр - ему явно не место в обществе невежественных обывателей;
- с другой стороны, он направляет свою энергию не на изменение общей тенденции, а на конфликты с теми, кто по его мнению поступает неправильно.
А неправильно поступают и думают все, кроме него - вот почему он ни с кем толком не может дружить и ни кого толком не может любить. Частичная самокритика приносит ему личностные душевные страдания. Да, он старается бороться с обыденностью, но его энергия направлена в "пустоту" - своей борьбой он только тешит своё личное самолюбие, ничего толком не добиваясь.
Как все эгоисты и себялюбы Печорин скрытен, очень злопамятен - в его мыслях больше желчи, чем рационализма. Даже на Кавказ он отправляется не потому, что так требует его офицерский долг, а чтобы развеять собственную скуку.
Я бы назвала роман не "Герой", а "Антигерой нашего времени". Ведь Печорин ничего не созидает - он всем приносит либо страдания, либо смерть:
- он в той или иной степени причастен к гибели черкески Белы, Грушницкого, Вулича;
Хотя надо заметить и главное отличие Печорина от Онегина. Если Онегин и приносит кому-то страдания, то как бы невзначай, особо не желая того, а вот Печорин чаще всего сознательно создаёт конфликтные ситуации. При этом, лично у меня он не вызывает ни сочувствия, ни понимания, так как я не могу понять, почему такой умный человек, прекрасно понимающий, что поступает не совсем правильно, тем не менее так поступает. Даже в ситуациях, когда он вроде бы прав, его прямолинейные поступки вызывают определённое раздражение.
Скорее всего прав был Белинский, который увидел в Печорине "переходное состояние человеческого разума и духа, для которого нет места в старом мире, но и нет нового мира"...