Если сделать небольшой экскурс в биографию великого русского художника Бориса Кустодиева, то можно узнать довольно неприятный факт: последние пятнадцать лет своей жизни, он провел на инвалидной коляске. Такая плачевная ситуация получилась, вследствие тяжелой и продолжительной болезни, а в последующем, сложнейшей и тяжелой операции на спинном мозге. К сожалению, даже, после оперативного вмешательства, величайший художник, так и не смог самостоятельно передвигаться. По мнению многих критиков и искусствоведов, ввиду того, что его мучили жуткие и неутихающие боли, он всегда изображал на своих картинах, только светлую и радостную сторону жизни, как бы, показывая зрителю то, что он не сдается болезни, не видит ее темных сторон, и, вопреки тяжелому состоянию, продолжает жить, творить шедевры, радуя глаз зрителя, вместе с тем, и сам, не перестает радоваться жизни.
Ярким подтверждением этим фактам, является картина художника – «Гроза». Здесь, зритель может наблюдать обычную деревню, или, возможно, провинциальный городок, с его обыденной жизнью: заботами, проблемами, радостями, печалями и т.д. Люди мирно занимаются своими повседневными делами. Подчеркивая глубокую веру и твердый нрав русского народа, в центре картины можно наблюдать златоглавый собор. Это полотно, кроме всего, ярко подтверждает то обстоятельство, что Кустодиев является автором своего нового жанра – «портрет-картина». Это, можно сказать, сублимат классического портрета и лубочной картинки. Говоря более точно, картина «Гроза», является ни чем иным, как портретом повседневной жизни.
Если зритель внимательно всмотрится в полотно, то он сразу заметит максимальную детализацию персонажей и предметов. В буквальном смысле, автор прописал каждую мелочь на своей картине. Ведь, если разобраться, то мы часто проходим мимо таких мелочей, не обращая на них никакого внимания.
Вот, например, старушка, которая что-то доказывает мужчине у покосившегося забора. Можно предположить, что это ее муж, а, возможно, сосед или родственник. Девушка, которая стирает белье, а недалеко от нее, другая, которая перебегает через реку, прижимая к себе корзинку. Довольно четко прорисованы купальщицы, и их яркие платья в горошек.
А, если посмотреть на обоз и торговые лавки, то, можно сразу догадаться, что тут «шумела» ярмарка, которая недавно закончилась. Она собирается в дорогу к другой деревне или городку.
Все основная часть картины исполнена в ярких, масляно-пастельных тонах. А как противопоставление всему лубочному изображению – молния, которая нещадно бьет в купол церкви. Как будто, автор предупреждает людей о надвигающейся опасности, подчеркивая ее, темным и зловещим грозовым небом. Но, будучи очень сильным духом, и чрезвычайно великодушным человеком, автор «уводит» опасность от людей. Удар приходится в шпиль купола, молния изламывается и отступает, даже не доходя до людей, которые, в свою очередь, не перестают заниматься своими делами.
В самом полотне, можно четко проследить зарождающийся модерн, с небольшими элементами импрессионизма.