Свой шедевр под именем "На севере диком…" И. И. Шишкин назвал по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова, а если быть абсолютно точным, то это перевод строчки стиха Г. Гейне. В этом лирическом сочинении повествуется об одиночестве поэта, доносится желание иметь родственную душу, способную понять умонастроение человека. Стихотворение это весьма грустное и скорбное, даже фатальное. А вот полотно И. И. Шишкина никакой драматичности не содержит, хотя некоторую грусть содержит.
На переднем плане произведения живописи изображена одинокая сосна. Своей красой она затмевает все свое обрамление. Это дерево "как ризой" обильно укрыто пушистым, плотным снегом. Риза в церковном обиходе является облачением духовенства и шьется из золототканого материала с таинственной игрой блестков - парчи. Поверхность ткани не зеркальна, а напоминает блеск кристаллов сахара или драгоценных камней. Сосна на пейзаже словно окутана в такие поблескивающие наряды или осыпана хрусталем.
Дерево само по себе не может двигаться, да и ветер на изображении тоже не показан, поэтому чудная снежная одежда находится в неприкосновенности, не тронута временем и стихиями. В то же время для наблюдателя сосна не кажется застывшей, мертвой фигурой. В ней ощущается жизнь, дуновение слабого, но ощутимого дыхания. Мороз не добрался к самому сердцу красавицы, чему препятствует ее теплый наряд. Яркий, насыщенный тон "ризы" на сосне сильно контрастирует с затянутыми облачками, темными небесами. Такой прием дал возможность И. И. Шишкину создать необыкновенность и таинственность в своей работе. Пейзаж напоминает сказочные, лубяные картинки, так ранее любимые простым российским людом. Такие таинственные изображения навевают волшебные ассоциации.
Лично у меня это полотно Шишкина вызывает симпатию и расположение. Художник делится со зрителями своим мироощущением и чувствами. Он как бы сам не может налюбоваться выхваченной из действительности натурой, предлагает и нам восхититься волшебной сущностью кусочка родной природы. Ведь мы часто проходим мимо уже привычных глазу живых пейзажей, не замечаем окружающего благолепия и красы мира. Следует заметить, что хвойные деревья повсеместно слывут чудодейственными. Не зря их приносят домой и наряжают к Новому Году с упованием на последующее счастье. Поэтому так мастерски художник изобразил сверхъестественность в своем зимнем пейзаже.