Четверг
18.04.2024
12:52
Новые сочинения
Спасение

Забытый урок

Путешествие в мир литературы

Мысли о дружбе

Что такое счастье?

Наш опрос
Как поют поздравительную песню на вашем Дне Рождения?

Всего ответов: 635
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Школьные сочинения
Главная » Сочинения » 5-й класс

Патриотизм солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

 Свое гениальное стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтов посвящает героической Бородинской битве 1812 года. О тех тяжелых, кровопролитных боях мы знаем из уроков истории. Но именно Лермонтов на языке простого солдата рассказывает о подвиге русского народа. В своем рассказе он как бы заново переживает страшные события, участником которых он был.

 Рассказ в стихотворении ведется от первого лица, в виде ответа на вопрос молодого собеседника: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром французу отдана?". И старый солдат с болью о погибших и гордостью за стойкость в грозные годы войны начинает свой рассказ. Он говорит просто, без возвышенных слов и призывов. Но в самом рассказе, в чувствах, которые этот героический боец вкладывает в свои слова, мы видим и чувство собственного достоинства, и взаимоуважение, и почтительное отношение к своему командиру. Но больше всего чувствуется его любовь к Родине. Не к тому поселению, где он вырос, а к Родине - стране, в которой он живет. Все это чувствуется с первых слов его рассказа, где он сразу же говорит о героях богатырях своего времени: "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри - не вы". И дальше он ведет рассказ непосредственно о самом бое. Он рассказывает и об отступлении: "Мы долго молча отступали.", и о неудовольствии солдат своими командирами: "Не смеют что-ли командиры чужие изорвать мундиры...", и об ожидании боя: "Досадно было, боя ждали...". Но во всех эпизодах, рассказанных солдатом, видится не переживания одного человека, а горечь за отступление, стойкость всех простых солдат. В своем рассказе он как-то мягко, незаметно переходит от слова "Я" к слову "мы": "Забил заряд я в пушку туго", и тут же "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою". Это говорит о том, что подвиг совершил не он один. Это заслуга всех его соратников. Не забывает он и своего командира. с какой теплотой и любовью говорит он о полковнике: "Слуга царю, отец солдатам, да жаль его - сражен булатом..." чувствуется, что командир действительно относился к солдатам, как отец к сыновьям. Это подчеркивается и словами командира: "Ребята! не Москва ль за нами?". Он не приказывает солдатам стоять насмерть, но призывает своих сыновей постоять за свою землю. И солдаты оценили этот призыв, обещая умереть под Москвой, и "клятву верности сдержали". 

 Сам бой солдат описывает, как страшный, кровопролитный. И хоть он вначале говорит, что забил снаряд, то есть подразумевалась перестрелка, то дальше он уже рассказывает и о том, что дело дошло даже до рукопашного боя. Бой шел целый день. Мы видим и дым от орудийных залпов, и уланов, и драгунов, и горы трупов. "Рука бойцов колоть устала." Это говорит о героической стойкости русских солдат. Они бились не по приказу старших офицеров, а сражались за родину, за Москву. 

 Но вот день прошел. Наутро солдаты снова были готовы затеять новый бой. Но французы отступили. И вот тогда "...считать мы стали раны, товарищей считать." То есть уже после окончания боя солдаты начали пересчитывать, сколько погибших. А до того им некогда было этим заниматься, они должны были сражаться. Не убегать, не прятаться, а стоять насмерть.

 В этом стихотворении Лермонтов в лице одного простого солдата показал весь народ, героически сражавшийся в то суровое время.


Категория: 5-й класс | Добавлено: 10.06.2017
Просмотров: 3408 | Оценка: 5.0/1