Женщины - Герои Великой Отечественной войны: Екатерина Зеленко
Сочинение/реферат на тему "Женщины - Герои Великой Отечественной войны: Екатерина Зеленко".
Зеленко Екатерина Ивановна (14.09.1916 - 12.09.1941) - одна из первых кадровых летчиц в Красной армии. В ВВС с 1936 года. Она единственная женщина-пилот, принимавшая активное участие в "вооруженном конфликте" 1939-40 годов с белофиннами...
12 сентября 1941 года, командование 135-го ближнебомбардировочного авиаполка получило приказ - уточнить данные наземной разведки о движении крупной колонны немецких танков в районе поселка Лохница (Полтавская область - Украина). Пригодных к полету машин в полку катастрофически не хватало. В небо поднялся самолет зам. ком. полка капитана Пушкина. По возвращению он доложил - колонна есть, ее надо срочно бомбить. Ком. полка приказал готовиться к вылету экипажу командира 5-й эскадрильи капитана Лебедева. Но его заместитель, ст. лейтенант Екатерина Зеленко, тоже просилась в бой. Ее доводы были более чем убедительные: "Двумя машинами мы нанесем больший урон врагу, чем одной". В итоге, бомбить колонну танков полетело 2 экипажа - Лебедева и Зеленко. Самолет Екатерины был поврежден - в этот день она уже дважды поднималась в небо и во время второго вылета ее изрядно "потрепали" немецкие истребители. В свой роковой полет Зеленко отправилась на самолете капитана Пушкина.
Лебедева и Зеленко ждали обратно минут через 45-50 - это расчетное время выполнения боевого задания на Су-2. Через 20 минут после взлета экипажей полк получил приказ о срочной передислокации на новый аэродром под Лебедин (Сумская область - Украина) - фашисты прорвали оборону и через несколько часов, скорее всего, должны взять Берестовку, около которой сейчас находился полк. Все готовились к передислокации. Расчетное время вышло, а известий от Лебедева и Зеленко все не было. Только через полтора часа (т.е., фактически через 30 минут после того, как в баках самолетов Лебедева и Зеленеко должно было закончиться горючее) по телефону доложили, что поврежденный самолет Лебедева приземлился на одном из соседних аэродромов - члены экипажа ранены, но живы. А еще через полчаса в полк привезли раненого в руку лейтенанта Павлык (штурмана-стрелка из экипажа Зеленко). Он-то и доложил некоторые подробности последнего боя:
- Мы уже возвращались домой после успешной бомбардировки, и вдруг появилась семерка Ме-109. Самолет Лебедева практически сразу выпал из боя - мы с Катей видели, как он задымился и летел фактически на бреющем полете. Чтобы не дать возможность добить товарищей, Катя бросилась в атаку, переключив все внимание врага на себя. Умело маневрируя между самолетами фашистов, нам удалось сбить один из «Мессеров», но и по нам попали - меня ранило. Катя знала, что мы уже пересекли линию фронта и под нами наши - она приказала мне покинуть машину. В момент отрыва от самолета я видел, как голова Кати начала клониться к штурвалу - скорее всего она тоже была ранена, но я уже ничем не мог ей помочь...
В конце осени 1941 года командование полка подало представление о присвоении ст. лейтенанту Екатерине Зеленко звания Героя Советского Союза — в представлении были отмечены не только известные подробности ее последнего боя, но и прежние заслуги. Однако в Москве усомнились в факте гибели летчицы (раз не было достоверных данных о ее смерти, значит, она могла оказаться в плену) и в декабре 1941 года ее наградили только орденом Ленина...
1943 год. Советские войска освободили Сумскую область. В один из дней в Сумы приехала жительница села Анастасьевка Анастасия Марченко и принесла областному военкому окровавленные личные документы (комсомольский билет, офицерскую и орденские книжки) ... Екатерины Зеленко:
— Этот день - 12 сентября 1941 года - я никогда не забуду. Практически все односельчане были в поле - мы знали, что скоро в село войдут немцы и спешили убрать урожай, чтобы спрятать. Над нашими головами завязался воздушный бой: один советский самолет смело сражался против нескольких фашистских. Вскоре один горящий вражеский самолет рухнул на землю. А потом мы увидели, как задымил советский самолет - из него выпрыгнул парашютист (его ветром отнесло далеко от нашего села и о его судьбе мы ничего не знаем). Но самолет продолжал лететь и маневрировать, вот только больше не стрелял. Вдруг он совершил резкий маневр и врезался в немецкий истребитель - оба самолета рухнули на землю. Когда жители села подбежали к нашему самолету, который упал на краю села, и достали из него девушку-летчика, она была уже мертва. В кармане ее комбинезона были документы. Девушку мы похоронили там же - на поляне, где упал её самолет.
Так появились первые данные о том, что Екатерина Зеленко действительно геройски погибла. Потом было немало запросов во всевозможные архивные инстанции. Лишь много лет спустя, военным историкам удалось обнаружить журнал наблюдения 267-го батальона обслуживания аэродромов. В нем рядовая Сочинская 12 сентября 1941 года записала, что во время дежурства на смотровой вышке наблюдательного пункта недалеко от села Берестовка она видела в бинокль воздушный бой советского Су-2 с семеркой немецких Ме-109, видела, как был сбит один Ме-109, а потом Су-2 пошел на таран... Почему на эту запись не обратили внимания тогда - в 1941 году? Просто через 20 минут после того воздушного боя вся документация и личный состав 267-го батальона уже были в машинах и следовали к новому месту дислокации, а на новом месте завели новый журнал...
Поэтому заслуженное звание Героя Советского Союза (посмертно) Зеленко Екатерине было присвоено только 5 мая 1990 года.