Удивительное свойство человека чувствовать запахи и познавать через них окружающий мир – по-прежнему до конца не изучено наукой, хотя это умение существует у живых существ очень давно. Ещё до того как у них вообще появились глаза и уши. Получается, что это самое древнее чувство, и его исследования только в начале своего пути.
Если вы попробуете понять, как пахнут поля на восходе или поздним вечером, как благоухают цветы, у вас, наверное, это не получится. Только писатели смогли донести всю палитру этой красоты.
К. Паустовский писал, что даже запахи воды разливаются на всё вокруг, заполняя собой пространство и дома, вбирая в себя движение листьев, шершавость коры, свежего снега и нежность ручья. Мощь прибоя, что обрушивается на скалы, шорох гальки и доносящийся с полей запах трав и вина. Это сливается в один бесконечно насыщенный запах, крепкий и бодрящий.
Прочувствуйте это внутри себя, глубоко и внимательно, не спеша – и вы познаете целое море запахов, которыми насыщены эти фразы. Только настоящие писатели обладают таким даром сверхчувствительности, таким тонким обонянием и пониманием сути вещей. Они умеют так передать свои ощущения читателю, что вы как будто сами всё это видите и переживаете, находясь среди этих живых образов и запахов природы.
А. Куприн говорил своему давнему знакомому, что настоящим писателем не может быть бесчувственный человек, который плохо слышит и страдает близоруким взором. У самого Куприна, по мнению К. Чуковского, было невероятное чутьё, и в своих произведениях он часто упоминал такие тонкости – как запах деревянных лавок на торговой площади, смешанный с парами керосина. Или наполненный запахом закисшего теста и сыростью сельский клуб.
Хоть мы и считаем что главный орган – это зрение и слух, но без запахов мир становится намного беднее. Вспомните, как вам бывало неприятно, когда простужен нос, как вы не находите себе места без привычных ароматов пищи и растений. Вы как будто смотрите немое кино и жизнь становится чёрно – белой. Вы видите цветок, но совсем не чувствуете его важнейшей сути, как будто всё отдалилось и стало чужим. Мы можем пройти мимо и не заметить того, что раньше нам говорило о себе задолго до зрения и слуха.