Рыцарские романы можно назвать основным жанром средневековой литературы. В основе жанра объединены мотивы старинного героического эпоса с идеализацией благородного и смелого героя-одиночки, который совершает подвиги ради прославления своей возлюбленной женщины.
Несмотря на то, что «Роман о Тристане и Изольде» тоже можно отнести к жанру рыцарских романов, однако в нем есть немало не характерных для этого жанра особенностей. Прежде всего - в традиционных рыцарских романах любовь рыцаря к возлюбленной носит чисто платонический характер. А вот любовь Тристана и Изольды была "греховной": для них было недостаточно простого лицезрения друг друга - они стремились наслаждаться и телесными ласками... Для рыцарства главной характерной чертой является благородство и честь. Но как эти два человеческих качества могут перекликаться с предательством. Благородный рыцарь не может желать жены своего хозяина - это нарушение и рыцарского кодекса и христианских ценностей.
Впрочем, так ли уж сильно виноваты в своем "грехопадении" Тристан и Изольда? Неужели они воспылали друг к другу греховной страстью по собственной воле? Разве не был всему виной любовный напиток, который они выпили по ошибке? Любовная "греховная" страсть в этом романе показана как действие какого-то темного начала, которое вторгается в светлый мир - это тёмное начало грозит разрушить до основания все устоявшиеся законы социального миропорядка. Такая любовь приносит им одни только несчастья, хотя должно было быть наоборот. Вот почему многие исследователи литературы считают, что связь Тристана и Изольды была чем угодно, но только не истинной любовью - страстью, безумным влечением, но не любовью.
А вот если кто действительно любил Изольду - ее муж, король Марк. Только по-настоящему любящий человек готов простить измену своей любимой, несмотря на то, что это прощение пятном ляжет на его королевской репутации. Вот в этом и является парадокс - самым благородным в рыцарском романе оказался не один из главных героев, а обманутый муж.
Лично для меня остаётся загадкой, как церковная цензура допустила, чтобы подобный роман получил широкую огласку. По всей логике христианской морали, церковь должна была осудить его автора, а сам роман признать еретическим. Но он дошёл до наших дней, и мы, как и многие века до нас, можем спорить и рассуждать о человеческих качествах его персонажей...