Романтика в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Если к высказыванию лит критика В.Г. Белинского «жить – значит чувствовать, мыслить, страдать» прибавить «любить и помышлять о подвиге», то это выльется в явственный облик: амурный горьковский типаж – старуху Изергиль.
Рассказ М.А. Горького сюжетно подразделяется на три части: покаяние самой Изергиль и две саги, ошеломляющие силой противопоставления темпераментов персонажей – Данко и Ларре. Данко и Ларра – герои-антиподы. Один живет и умирает ради сохранения в живых родного племени. Второй – существует исключительно для себя и не прочь умертвить любого, кто не считается с потребностями его.
Ларра, сын земной представительницы женского пола и орла, хорош собой, высокомерный, дерзкий, идет наперекор нравственным понятиям всего племени и лишает жизни девушку, только за то, что она отказалась стать его содержанкой. По своей простоте Изергиль не понимает стремление Ларры «сохранить себя целым», так он сказал общине, подразумевает ницегианский комплекс: индивидуализм, основанный на своем «я», высокомерность, брезгливость к обычному люду, отступничество от праотцовских назиданий. Как рассуждает Изергиль, первоосновой была мерзость, совершенная Ларрой по отношению к людям и порицание, понесенное им за это.
Проклятый на одинокость, отброшенный вон, «Ларра приходил в племя и похищал скот, девушек – все, что хотел». Грешно было его реально умертвить, но была возможность изничтожить духовно. Но прежде, чем уразуметь весь гнет порицания, Ларра несколько десятилетий докучал соплеменникам, совершая злодеяния. Тем не менее, но в его взгляде столько безнадежного уныния, что «можно было отравить им всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти». По истолкованию Изергиль, «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»
Какая же общежитейская установка другого героя – Данко? Сказание о Данко заключает библейскую аналогию – предание о Моисее, оказавшему помощь древним иудея в выходе из египетской неволи в край праотцов. Хотя, и продолжалось это действо сорок лет, подкрепляемое молитвами о народном спасении. И свершилось это только после того, как Господь поведал пророку о десяти заповедях спасения души, Моисей увековечил их на дощечках как подлинное и незабвенное предначертание структуры земной жизни и человечества, завязших в прегрешениях тщеславия, недоверия, ненасытности, блуда, злобы. Но Данко отличается от Моисея. Он провел сородичей через темную, непролазную чащу и дурно пахнущее болото, озаряя им путь собственным сердцем. После вступления племени на свободную землю, Данко повалился и испустил дух. А «люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает с трупом Данко его смелое сердце». Старушка Изергиль не порицает общество за бессердечие и безучастность к тому, кто способен погибнуть ради них. Для нее важным в человеке остается не чувство благодарности, а умение индивидуума совершить то или иное деяние. Так, будучи еще семнадцатилетней девушкой, она поквиталась с румыном за неверность, спалив его хуторок, ветряк и все зерно. Она меняет страны и избранников, уносясь навстречу тяготам и лишениям. Изергиль побывала и в гареме османском, и в монастыре болгарском. Даже, вызволяя нынешнего избранника Аркадэка, ей пришлось совершить убийство охранника. Но, после сообщения Аркадэка о своей бесконечной благодарности в отношении ее, она с ним распрощалась. Покинула его, поскольку ей нужна ЛЮБОВЬ, а не признательность. Без любви Изергиль скучно!
Во время всего продолжительного жизненного пути старуха Изергиль осязала, терзалась, вникала, стараясь постичь суть. Ей не понятна этичность большинства: «...Вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю свою жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу: что же ты судьба? Каждый сам себе судьба!»
Пришло время принимать позицию или противоречить пожилой Изергиль, но навсегда неизменной сохранится ее жизненная позиция: «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать!».