Сочинение – это самостоятельное связное высказывание учениками своих мыслей, чувств, размышлений, мнений на определенную тему. По сравнению с пересказом сочинение более сложный вид работы, потому что требует от школьников создания собственного (в полном смысле этого слова) текста определенного стиля и жанра. Сочинение характеризуется творческим подходом к раскрытию темы, является средством самовыражения личности учащегося, его жизненной позиции, внутреннего мира. Работа над сочинением развивает у школьников умение наблюдать, осмысливать, давать оценку увиденному, выражать впечатления о прочитанном или услышанном, рассуждать, доказывать, сопоставлять и сравнивать предметы и явления, обобщать и др. Сочинение также дает возможность судить о знании учениками фактического материала, их умение пользоваться языковыми средствами в определенной ситуации общения.
Школьные сочинения отличаются большим разнообразием. Они классифицируются в зависимости от:
1) цели проведения (обучающие и контрольные);
2) место выполнения (классные и домашние);
3) источника получения информации (на основе опыта и личных наблюдений учащихся, по картине, на литературные и свободные темы и др.);
4) типа текста (повествование, описание, рассуждение, повествование с элементами описания или рассуждения и др.);
5) объема (развернуты и миниатюры);
6) жанра (рассказ, отзыв, заметка, статья и др.);
7) усложненности дополнительным заданием (с лексическим, грамматическим заданием, по заданному началу, по последним строкам и др.).
Работа над сочинением позволяет вырабатывать у учащихся такие коммуникативно-речевые умения, как:
– умение понимать тему, осмысливать ее границы;
– умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
– умение планировать высказывание и строить его в соответствии с планом;
– умение создавать высказывание в конкретном стиле и жанре;
– умение выражать свои мысли правильно, в соответствии с нормами литературного языка, задачами выражения и особенностями речевой ситуации;
– умение находить в тексте ошибки и недостатки, совершенствовать написанное.
В теории методики и школьной практики известны различные способы подготовки к сочинения:
- сбор и систематизация материала, составление плана,
- стилистическая подготовка, анализ текста,
- образа и др.