Сецессион - стиль в искусстве конца XIX - начала XX в. Его основной целью было украшение, эстетизация мира вещей, где самый прозаический предмет (например, кастрюля) превращался в высокохудожественное произведение. Для этого стиля были характерны плавные; заимствованные у природы формы, сложные изогнутые лини изображения стилизованных цветов, птиц и насекомых, так же свободная, часто несимметричная композиция. В его палитре преобладали светлые цвета и нежные, приглушённые сочетания, а цветовые пятна разделялись тёмными выразительными контурами.
Латинское слово «сецессия» обозначает «уход», отделение от какой-то группы. Стиль был создан молодыми художниками на рубеже ХIХ-ХХ ст. в знак протеста против доминировавших в искусстве академических и исторических тенденций. В разных странах он назывался по-разному - сецессион (Австрия), ар-нуво (Франция), югендстиль (Германия), модерн (Великобритания), Серьёзному монументальному изображению великих личностей и важных исторических событий сторонники Сецессиона противопоставляли лёгкую тематику и свободное изображение. Источником вдохновения для художников нового стиля стали природа и женщина. Их произведениям свойственны утончённость, изысканность, одухотворённость, а также набор символов: причудливые цветы, морские редкости, волны. Новаторством было перенесение художественного стиля на предметы окружающей действительности (что прежде не считалось достойным внимания истинных художников).
В конце XIX столетия во многих европейских городах образовались союзы и общества молодых художников, бунтовавших против устоявшихся канонов в искусстве. Одним из главных центров нового течения стала Вена, где в 1897 г. было основано сообщество художников-новаторов «Сецессион». Лидером Венского авангарда был известный австрийский художник Густав Климт (1862-1918). В 1898 г. в Вене открылся выставочный павильон Венского Сецессиона, где выставлялись картины самых знаменитых европейских художников нового стиля.
Одним из самых ярких представителей стиля был Густав Климт, сын венского художника-гравёра, автор многочисленных стилизованных женских портретов и пейзажей с извилистыми витиеватыми линиями стволов деревьев. Художники сецессии использовали светлую гамму цветов: слоновую кость, голубой, розовый, нежно-зелёный. Климт больше всего любил золотой цвет. Благодаря золотой краске картины художника становились похожими на драгоценные мозаики - их переливчатые! создавали впечатление движения, волнения. Наиболее известными представителями были чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, плакатист и ювелир Адольф Муха (1860-1939), а также американский ювелир и дизайнер изысканной посуды и ламп сделанных в технике витража, - Луи Комфорт Тиффани (1848-1933). Влияние также просматривается в творчестве Анри Тулуз-Лотрека (1864-1901), который в своих картинах, плакатах и иллюстрациях изображал сцены из жизни Парижа конца XIX века.
|