Н. А. Некрасов – творец целой эпохи в поэзии. На его шедеврах воспитывалось не одно поколение. С детских лет в наше сознание попадают его авторские образы, уникальные звучания его стихотворных приёмов. В лице этого творца, сумевшего чутко уловить требования времени, поэзия предприняла попытку увеличить свои границы. Некрасов кается перед обществом, чувствует свою вину перед ним. Он рассматривает себя с позиции высокой нравственности и оскорбляет себя за малейшие слабости. Его политические взгляды принимают участие в общественных баталиях, процессах народного освобождения.
Становление автора как поэта сопровождается особыми признаками. Он стремится стать самим собой и для этого творчески преодолевает сам себя. Для достижения звания истинного поэта, необходимо являться личностью с собственной судьбой и справиться с жизненными испытаниями. А они очень суровы. И в начальных стихотворениях автора прослеживаются две приоритетные интонации: печально-поэтическая и сатирически разоблачающая. Яркие примеры тому – произведения «еду ли ночью по улице тёмной» и «Колыбельная песня».
Поэтический мир творца сочетает в себе социальные противоречия, упорную борьбу. Это мир работяг, малоимущих и угнетённых с их вечными взглядами и потребностями. Это мир бедности, одиночества, слякоти и пронзительного ветра.
Некрасовские сюжеты, как правило, неблагополучны: детская смерть, проводы на войну, проблемы в браке. Поэт добавил в поэзию огромный спектр лиц всех социальных слоёв. Обзавелись у него своими голосами рынки, городские улицы и сельские сходки. В его творениях ярко «высказываются» разнообразные персонажи: от убогого путника доя княжеской знати, от мелкого чиновника до самого Пушкина. И поэт при этом является и очевидцем, и слушателем, и собеседником, и участником действий.
Большинство его стихотворений выстраиваются как повествование увиденного или услышанного. Иногда Некрасов просто выглядывал в окно, чтобы получить основу для произведений. И окружающая действительность затем раскрываться в их сюжетах. Так появился прославленный шедевр «Размышление у парадного подъезда». В городской суете появляются крестьяне. Они пришли из далёких краёв к «парадному подъезду». Это искатели истины, специалисты по вопросам крестьянской сферы. Они убоги, забиты. Но из-за этой скудности выступают упорство и одухотворенность. Поэт здесь является трибуном. Он спрашивает у народа, сможет ли тот проснуться с новыми силами.
Особое авторское мировоззрение особенно проявилось в любовных стихах. Их наполняют «мятежные страсти» и беспокойный трепет. «Она» приходит к главному герою из какого-то странного мира. И часто в таких стихах любящих также объединяет союз в жизненном противостоянии. «Он» и «она» трогательно помогают друг другу. А героиня даже более сильна и даже с некой сатирой борется с невзгодами.
В поэтических произведениях автора прослеживается его очень мощная связь с родиной, её прошлым и нынешним состоянием. За её пределами он не может не жить, не творить. Его отношение к ней – это глубокое чувство сына к матери.
Некрасов внёс в литературу и поэзию то, что не устарело со временем, а, наоборот, развивалось. Это – новая ступень гражданской позиции и народности, пик лирических чувств, поэтические новаторства.