Поэт Николай Гумилёв в своём раннем творчестве созидал особую «египетскую пирамиду». И к этой конструкции довольно сложно подступиться. У её основания находится один из самых ранних сборников поэта – «Путь конкистадоров». Главная характеристика сборника – мужественные мотивы. В следующем собрании «Романтические цветы» эмоции хлещут ещё больше. Мир поэзии этого творца раскрывается до вселенских масштабов. В нём чувствуется дыхание бездны. Небеса, наполненные светом, и пучина мрака. Среди них находится человеческая душа. Такова эмоциональная сфера поэзии Гумилёва.
Крайне сложно писать о том, что никогда в своей жизни не видел и не ощущал. Трудно сотворить произведение из «пустоты». Если мир произведения не отражает окружающую действительность, то это явный продукт сознания автора.
У Гумилёва осуществляется алгоритм: сознание-подсознание – память. Многие люди знают, что сначала идёт взгляд, далее – слово, запах, эмоция. И вдруг что-то происходит, и словно формируется воспоминание о другом мире и другой жизни. В одно мгновенье промчится сюжет со всеми красочными и звуковыми составляющими, чувствами.
Интуиция автора берётся за тончайшие нити таких сигналов сознания и устремляется в глубину столетий. Всё, что там созерцается, отражается в строках.
Поэтическое искусство – не врождённый талант Гумилёва. Ему он долго и усердно обучался. Однако он очень преуспел в плане образной системы, насыщенности картин и сюжетных линий.
В 1910 году появляется его очередной сборник – «Жемчуга». Если ранее критики низко отзывались о многих произведениях автора, заявляли, что в них мало поэзии. То этот сборник заставил их поменять свои мнения. В нём предстаёт поэзия искусного творца.
В сборнике особо выделяются следующие творения:
- «Волшебная скрипка». Здесь тяжёлые анапесты доносят до читателя всю радость и ужас того, кто обладает такой дивной скрипкой. Сквозь слова прослеживаются волшебные образы и звуки.
- «Потомки Каина». Это сонет добре и зле.
- «Камень». Здесь в центре сюжета находится живой камень, ищущий отмщения и крови. Произведение посвящается матери автора. Здесь звучит мрачный довод, связанный с неотвратимостью судьбы.
Мотивы смерти присутствуют и в целом цикле стихов на такую тематику. Например: «Поединок», «Завещание», «Царица». Автор, словно нащупывает в туманных изображениях будущего и забытых линиях прошлого трагическую кульминацию своей жизни.
Поэт всю свою жизнь готовил себя к великому подвигу. И в его творчестве и жизни движущимися силами являлись независимость и дело во благо изменения мирового порядка.
У Гумилёва есть стихотворение «Орёл». И образ этой величественной птицы говорит о поэте лучше, чем какие-либо лирические творения. Это символ души творца. И после смерти она обретёт свободу и недосягаемость для земного мира.
Николай Гумилев — великий русский классик. Он погиб, будучи в расцвете сил. Своими деяниями и произведениями он стремился разбудить дремлющие сердца и вдохновить людей на поиски давно утраченного счастья.