Характеристика образа Плюшкина в повести «Мёртвые души» Н.В. Гоголя
Образ Плюшкина является не только самым ярким в повести «Мёртвые души», но также и во всей литературе XIX века. Степан – это наглядный пример, как можно довести себя до бесполезной жизни. Из хорошего семьянина и неглупого помещика превратиться в скупого барина, смысл существования которого является только маниакальное накопительство.
Переломный момент в жизни этого персонажа наступил после смерти супруги. Он полностью изменился, из трепетного отца он превратился в подозрительного и жадного человека. Дети не могут найти поддержку и вскоре попадают в неприятные ситуации – сын проигрался в карты, одна из дочерей убегает, а вторая умирает. Отпрыски отказываются с ним общаться, поскольку отец, зная про их бедственное состояние, не желает им помочь.
Его жадность превращается в болезнь, над ним смеются соседи и крестьяне. Плюшкин не только собирает всякий ненужный хлам, но даже приворовывает у своих подданных.
Имение старого скупца Пушкин сравнивает с его душой – всё в запустении и разрушении. Хозяин проживает в нескольких комнатах, другие же закрыты. Оконные рамы забиты досками или заткнуты тряпками, чердак в дырах, ворота в плесени. Проводится параллель между плачевным состоянием имения и беспорядком в сознании Степана.
В большой деревне, где проживает более 800 крестьян, все избы старые, а их хозяева почти нищие. Неудивительно, что именно в этом посёлке самая большая смертность — это и стало причиной приезда Чичикова.
Какое же было его удивление, когда пред ним предстал бедный и неопрятный человек в настолько изношенной одежде, что возле церкви его приняли бы за нищего. Чичиков сначала подумал, что это женщина, ключница помещика. Подбородок, скрытый грязной тряпкой, чтоб не оплевать. Одет в старый потрёпанный халат, на который стыдно смотреть. В лице нет ничего особенного, кроме потухших глаз, напоминающих бегающих мышей. Изображая таким внешний портрет персонажа, автор показывает выпадение его из образа богатого хозяина.
Всё-таки страсть к накопительству ещё не полностью овладела душой героя. Когда он совершает с Чичиковым сделку, то задумывается, где бы оформить купчую. В памяти возникает образ старого школьного друга, который является председателем. Эти воспоминания настолько тронули его, что на каменном лице отражаются чувства. В конце главы о Плюшкине изображается пейзаж в вечерних сумерках, где свет перемешался с тенью, как и в душе бедного помещика.