Характеристика Манилова в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя
По мнению некоторых историков литературы, прототипом Манилова мог стать сам царь Николай I, ему была близка натура этого помещика. Образ деревенского барина обыгрывается автором с иронией, прослеживается насмешка над его ленью и бесцельным существованием.
Манилов постоянно живёт в мечтах и фантазиях. Его дом построен на возвышенности, поэтому ветер гуляет во всех комнатах. Хозяин же не думает о том, как утеплить или перестроить сооружение, его проекты значительно масштабнее. В один день голова помещика занята мыслями, как построить подземный ход к дому. В другой – о необходимости выложить каменный мост через небольшой пруд в саду. Через мечтательность этого персонажа Гоголь показывает его неприспособленности к реалиям жизни.
Гоголь достаточно часто прибегал к такому приёму, когда, изображая обстановку в доме своих героев, показывает их настоящую сущность. В имении Манилова всё в сером налёте: стены, праздничная одежда жены, книга на столе, пыльная пепельница. Это указывает на безжизненность помещика. Каким бы приятным он не казался в первые минуты разговора, после нескольких фраз наступает скука. Поскольку человек не готов к живому общению, речь его медовая, но лишена заносчивости и собственного мнения.
Реальная жизнь для этого персонажа не существует, он не готов принимать решения и отдавать приказы. Дела в имении идут сами по себе, на поля он не ездит, подданные вместо работы занимаются пьянством. В приказчики выбран человек, не знающий своих обязанностей и не желающий ничем заниматься. Абсурдность его хозяйской деятельности показано, когда он не берёт с Чичикова деньги за продажу «мёртвых душ» и за свои же средства переоформляет документы.
Среди положительных качеств помещика можно выделить его любовь к жене и детям. Но даже семейные отношения выглядят наигранно. Мир, в котором живёт Манилов – только кажется идиллией. Персонажа невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям, он ничего собой не представляет. Создавая образ помещика, Гоголь показывает тип людей, которые витают в облаках, теряя время на призрачные мечты.
На протяжении всей истории с внутренним состоянием Манилова не происходит никаких изменений, образ его статичен. Надо заметить, что автор, рассказывая о своей поэме, указывал на последовательность изображённых героев. Они появляются поочерёдно – один пошлее предыдущего, то есть Манилов, с которым Чичиков знакомится первым, наделён наименьшей степенью нравственной деградации.