- примерно 50 стихов, переведённых с других языков,
- 250 оригинальных стихотворных произведений,
- несколько статей для публикаций.
Среди 250 своих стихов встречается много неудачных. Однако есть просто шедевры философской лирики. Они бессмертны и недостижимы по глубине замысла и масштабу вдохновения.
Формирование Тютчева как поэта произошло на рубеже 20-х и 30-х годов 19 века. В этом интервале появились такие литературные жемчужины, как: «Видение», «Цицерон», «Бессонница», «Осенний вечер» и другие. Лирика творца насыщена напряжёнными идеями и обострённым чувством трагичности жизни. Такая лирика художественно отразила сложность и неоднозначность реальности.
Философские позиции поэта складывались под влиянием натурфилософских идей Ф. Шеллинга. В его произведениях идёт непрерывное противостояние природы и человека. И здесь человек ведёт неравную битву с жизнью, судьбой и самим собой. Особый акцент автор делает на изображении гроз и смятений, как в природе, так и в человеческой душе.
Поздняя лирика Тютчева окрашивает природные образы в новом национальном колорите. Художественная техника автора отображает общее для отечественной поэзии стремление от романтизма к реализму. Идейное наполнение философской лирики поэта выделяет больше своей глубиной, чем разнообразием. Меньше здесь уделяется внимания состраданию. Хотя есть некоторые исключения, прежде всего связанные с такими стихотворениями, как: «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду».
В философской тютчевской поэзии преобладают следующие мотивы:
- границы, созданные для человеческого познания,
- лимиты в изучении «человеческой личности и человеческого Я»,
- ограниченная гармония человека с природой,
- нежное и скромное признание рубежей человеческой любви.
Также присутствует и мотив беспокойной, суматошной и таинственной первичной основы жизни. В этом плане поэт по праву считается своеобразным и самым выдающимся творцом во всей русской поэзии. В таком мотиве отражается вся его поэзия. И уникальная в своём роде лирическая философия хаотичности и стихийного сумасшествия лучше всего представлена в следующих стихотворениях: «Святая ночь», «Ночные голоса», «О, вещая душа моя» и «Безумие».
Описания природы и эхо любви у творца пронизаны такой линией: за всем этим есть их страшная, роковая сущность. По этой причине печаль всегда является неотъемлемой частью авторского философского раздумья. И только в политической поэзии автора есть бодрость, воля и надежды, которые порой его подводили. Такая поэзия Тютчева получается слабее его философской поэзии. Чтобы стать истинным поэтом в направлении, избранным Тютчевым, нужно было искренне, по-настоящему любить свою отчизну, хорошо её знать и верить в неё. Поэт не раз признавался, что такого чувства у него не было. Он в восемнадцатилетнем возрасте уехал за границу. И вернулся на родину спустя 22 года. Всё это время он не знал своей страны. И в некоторых произведениях («На возвратном пути», «Вновь твои я вижу очи», «Глядел я, стоя над Невой») он говорил, что отчизна не является ему «родимым краем».
Вклад Тютчева в развитие отечественной поэтической лирики связан с его историческим статусом. Поэт обучался искусству у Пушкина. Затем сам обучал лириков послепушкинской эпохи. Его в первую очередь заметили Некрасов и Тургенев. Второй предсказал автору в начале его творческого пути славу «певца своих настроений» и могучего представителя философской лирики. Так и свершилось.